Как придумывать мемы и использовать их в маркетинге
Думаю, скорее наоборот: мемы не влияют на культуру, а отражают культуру и состояние общества в текущий момент. Сейчас ощущается перенасыщение мемами, поэтому хочется простого и понятного. Появляется всё больше абсурдных и безумных мемов как отражение эпохи.
Компании создают для клиентов полезный контент: гайды, советы, памятки — то, что можно сохранить и использовать. Но смешные видео и картинки — тоже важная часть ленты. Они не только вызывают эмоции и крепче привязывают к бренду, но и настраивают компанию на одну волну с клиентами.
Вместе с креатором, ex-менеджером по работе с соцсетями «Самоката», ex-head of communications «Эйч», админом Телеграм-канала и подкаста «эсэмэмы» Аней Власовой расскажем, что такое мем, как появились мемы, и дадим примеры мемов в маркетинге.
Что такое мем простыми словами и чем отличается от других форм контента
Мем — это смешной или остроумный контент: картинка, видео, жест, музыка, которые вызывают эмоции и быстро распространяются онлайн и офлайн.
Мемы видоизменяются и подстраиваются под разные ситуации. Например, классическое изображение, где блондинка кричит на кота за столом, имеет десятки вариантов с общим смыслом — разные точки зрения.
Если вы встречаете одну и ту же картинку с разными подписями или видео, которое переснимают на новый лад, и при этом улыбаетесь, скорее всего перед вами мемы.
Вот по каким признакам вы отличите мем от других видов контента:
- Лаконичный — короткий и легко запоминаемый.
- Актуальный — отражает текущую повестку.
- Узнаваемый — понятный широкому кругу людей;
- Видоизменяемый — легко превращается в шаблон, который можно трактовать по-разному.
- Эмоциональный — вызывает чувства и реакции.
Постепенно грань между «полезным», «продающим» и «развлекательным» контентом стирается. Приколы тоже продают, а в полезных карточках могут быть мемы.
Квизы
Доведут посетителя сайта до заявки через мини-тест
Как создаются мемы и почему мемы становятся популярными
Мемами становится народное творчество без конкретного автора или вполне конкретные единицы контента брендов. Вот два основных способа, как создают мемы.
Самозарождающиеся мемы. Некоторые мемы возникают спонтанно — кто-то замечает смешную ситуацию, снимает, комментирует и отправляет в публичное интернет-пространство. Другие пользователи поддерживают мем, передают дальше, добавляют свою интерпретацию.
Например, в августе 2025 года завирусились видео с концертов Татьяны Булановой в Москве и Петербурге. На них подтанцовка певицы расслабленно двигается на сцене. Интернет-пользователи быстро распространили ролики с комментариями: «Номер родителей на выпускном», «Устали, пока ехали на концерт», «Когда мама попросила станцевать перед гостями».
На фоне завирусившихся видео резко вырос спрос на концерты Булановой и услуги одного из танцоров — по совместительству ведущего праздников.
Форсированные мемы. Результат работы маркетологов, сммщиков и других членов креативной команды. Их создают и распространяют, чтобы привлечь внимание к бренду. Часто берут за основу свежий вирусный контент.
Например, смм-отдел бренда каши «Геркулес» быстро поднял просмотры коротких роликов за счет мемных роликов с котами. Видео отражают дух времени: постироничные мемы для тех, кто устал от обилия мемов и хочет смотреть на простые по сюжету и исполнению ролики.
Какие именно мемы становятся популярными, сложно сказать наверняка. Часто набирают миллионы просмотров те, которые дают аудитории радость узнавания и возможность посмеяться.
Мемы становятся популярными абсолютно непредсказуемо. Из последних примеров, прикол «умный человек в очках» с Яном Топлесом залетел неожиданно, даже для самого Яна. Или «дикий огурец» — тоже непонятно, что к чему. Сейчас вирусятся всё более абсурдные и бессмысленные вещи. Мне кажется, это от перегруженности медиа пространства. Внимание привлекает что-то простое и непонятное. Для того, чтобы ролик стал мемом нужна доля случайности и удачи.
Нет единого механизма или правила, как завирусить мем. Но чаще всего популярность набирают эмоционально насыщенные, легкие к восприятию небанальные единицы контента.
Мы подготовили схемку, чтобы показать, как мемы распространяются в интернете:
Использование мемов в маркетинге
Мемы нужны компаниям, чтобы усилить эмоциональную связь с аудиторией, увеличить охваты и узнаваемость бренда, сделать сложные темы проще для восприятия и показать, что компания разбирается в трендах.
Бренды используют мемы:
- в рекламных кампаниях, когда надо поддержать акцию или проект и привлечь внимание к информации.
- в Телеграм-каналах и соцсетях для охвата и узнаваемости.
Для маленьких проектов отработка трендов — это способ стать заметнее. Для крупных — напомнить о себе, очеловечиться и приобщиться к прикольности. Донести до аудитории мысль: мы с вами, мы шарим.
Компании используют не только мемы, но и персонажей из них. Например, Яндекс привлек Прохора Шаляпина из мемов о том, как хорошо жить без работы, для рекламы цифровой платформы для организации работы и жизни «Яндекс 360».
Самые популярные мемы весны-лета 2025 года и их примеры
Компании обыгрывают популярные мемы и собирают не только тысячи просмотров, но и больше, чем обычно, реакций и комментариев.
Я не скажу, но будут знаки. Проект боксов с вещами из детства «флешбэк» выпустил карточки на тему известного мема.
Давай уже после майских. Производитель моющих средств GRASS в конце апреля 2025 года вовлек сотрудников в съемку вирусного ролика на мемную фразу «давай уже после майских». Простота и открытость бренда положительно влияет на охваты и закрепляет репутацию «своих ребят» среди аудитории.
Мальчик танцует на лодке. Летом 2025 года набрал популярность рилс, где индонезийский мальчик танцует на носу лодки с гребцами. Сммщики компании «Геркулес» быстро отреагировали и сняли мультипликационный ролик, в котором котик играет мальчика, а коробки с кашей — гребцов. Вовремя поддержали тренд и собрали полтора миллиона просмотров.
Часто аудитория не ожидает от брендов отработки вирусных мемов. Получается, компании играют на контрасте и неожиданности. И это дает свои плоды — увеличивает охваты.
МультиТрекинг
Покажет эффективность вашей рекламы
Примеры успешных маркетинговых кампаний с мемами
Мемы могут оставаться в диджитал-пространстве и увеличивать охваты бренда, а могут выходить за рамки интернета.
This is fine. Сотрудники отдела Lego Ideas предложили выпустить конструктор по мотивам мема с собакой в огне. Чтобы дроп случился, провели голосование. Его цель — собрать 10 000 голосов в пользу нового дизайна. Так компания привлекала внимание аудитории и прессы.
Кухни. Застройщик «Брусника» пригласил группу «Бонд с кнопкой» исполнить вирусную песню «Кухни» на строящийся объект. Припев песни стал мемом и частью вирусных коротких видео. Музыканты исполняют композицию в акустике новостройки.
Удачную коллаборацию репостнули каналы с сотнями тысяч подписчиков, например «Креатив со звездочкой»; сайты AdIndex и Advertology.
Умный человек в очках. Креативщики «Яндекс Маркета» в курсе трендов. Выкладывают в соцсетях ролики на основе популярных мемов. Например, сделали умную колонку еще умнее при помощи Яна Топлеса, который стал мемом.
Риски и подводные камни при использовании мемов в маркетинге
Мемы часто строятся на иронии. Важно понимать исторический, культурный и правовой контекст, чтобы не оскорбить чувства аудитории и не испортить репутацию.
Вот какие риски есть при использовании мемов в маркетинге:
- Попасть в боль аудитории и этим обидеть кого-то.
- Выложить оскорбительный контент в контексте текущих событий.
- Выложить неактуальный мем и испортить репутацию.
Свежий кейс неудачной шутки — это Pims и ролик про обыск. Меня даже больше смутила объяснительная записка команды. Просто надо понимать грань, о чём брендам не стоит шутить. И особенно важно учитывать текущий новостной контекст.
Российский бренд напитков снял рекламу как «часть мини-сериала, вдохновлённого мемами внутри комьюнити». По мнению зрителей получился креатив на основе насилия. Бренд не признал это и выразил официальную позицию, что соцсети — пространство для творческого выражения, а ролик основан не на насилии, а на иронии и гиперболе.
Как создать мем: советы для начинающих мемоделов
Для создания картинок есть онлайн-генераторы мемов и подобные приложения, в которых загружена база классических мемных изображений. Видео-мемы удобно делать в редакторах вроде CapCut или Bazart. Но не так важно, в чём делать мемы, важнее — как.
Где и как делиться мемами
Бренды размещают мемы на страницах соцсетей подходящего формат, где мемы будут продвигаться органически и вируситься. Например, короткие видео размещают на «Рутубе», в TikTok и «ВКонтакте». Еще выкладывают в тематические сообщества и на форумы. Например, по теме бизнеса — на vc.ru.
Мемы используют в рекламных кампаниях и продвигают бренд с помощью мемов через странички инфлюенсеров.
Хороший мем зачастую распространяется сам. Но как дополнительный пуш: сделайте его в коллабе с теми, чья аудитория оценит ваш мем.
Мемы лучше расходятся в соцсетях, где есть лента рекомендаций. Телеграм для этого плохо приспособлен. Туда чаще выкладывают приколы, которые разошлись на других площадках.
Вариант для богатых: заплатить за посевы в Телеграме. Но есть риск, что мем не залетит. Особенно, если по нему будет понятно, что это проплаченная история.
Выкладывайте мемы во все каналы бренда и анализируйте по количеству просмотров, реакций и репостов, где лучше заходит.
Ловцы лидов
Убедят посетителей сайта связаться с менеджером
Частые вопросы о мемах
Что такое интернет-мемы и как они работают? Мемы — это ёмкий смешной контент, который вирусится, видоизменяется и настраивает на позитивную коммуникацию. Удачные мемы увеличивают охваты брендов, потому что люди комментируют и пересылают приколы и этим привлекают внимание к ним и бренду.
Почему мемы так популярны? Мемы — это контент, который не требует усиленной работы мысли. Людям нравятся скролить приколы с остроумными подписями. Смешные уместные мемы располагают аудиторию к выпустившему их бренду. Маркетологи подхватывают тренды и создают всё больше новых мемов. Происходит круговорот мемов в природе, и они никогда не заканчиваются, потому что нужны и людям, и компаниям.
Как мемы влияют на культуру и общество? Мемы объединяют людей в общем желании посмеяться или выразить злободневную мысль метафорично и остроумно. Пользователи соцсетей передают эстафету другу другу — снимают тренды.
Мемы — отличный способ показать свою принадлежность к определенной группе. Например, геймеров, зумеров или любителей сериалов с локальными приколами.
Еще они часто выступают айсбрейкером в общении: мемы с котиками кидают в рабочий, а затухший диалог с другом можно начать с обсуждения свежего мема.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Опубликуйте статью в блоге Callibri
Подойдут материалы про маркетинг, продажи и клиентский сервис