Как нейросети помогают искать товары и услуги и почему это может стать новым каналом продаж

Опубликовано: 25.08.2025

Нейросети сегодня постепенно становятся новым каналом для привлечения клиентов: они упрощают поиск товаров и услуг, помогают быстрее находить нужное решение и подсказывают подходящие варианты. Пока этот канал ещё не сформирован до конца, но уже видно, что интерес к нему растёт, и в ближайшие годы он может занять заметное место среди привычных инструментов маркетинга.


Мы в Callibri изучили заявки, которые наши клиенты из разных отраслей получили с помощью нейросетей и AI-ассистентов за год — с июля 2024 по июль 2025 года. В статье — результаты мини-исследования, комментарии и рекомендации экспертов.

Сколько заявок пришло через ИИ

Всего в выборке 2.500.000 заявок, среди компаний — застройщики, производства, услуги для бизнеса и частных лиц и другие. Доля обращений с ИИ-источниками не больше 10%.


Конец 2024 — пик массового привыкания к ChatGPT для решения бытовых и рабочих задач. Люди начали использовать AI не только для генерации текста и картинок, но и для поиска компаний, услуг и товаров. И у нейросетей появились более заметные и кликабельные результаты в ответах — ссылки на сайты, кнопки перехода.

Доля обращений из ИИ в соотношении с общей выборкой

Наши цифры говорят о том, что именно по соотношению трафика ИИ держится в районе 2-3% от других источников, но, вот именно по конверсии, верю, что соотношение может быть выше, особенно пока тема в тренде.


Интересно посмотреть на всю эту историю через полгода — этот рост продолжится или будет такое же соотношение, или наоборот — поиск себе часть вернет. Больше вопросов к качеству конверсий — нейронки приносят более теплые лиды, потому что как бы прогревают пользователя в своем диалоге. Пока эта магия работает — нейросеть связно отвечает, как будто разбирается в том, что предлагает. Хотя по факту под капотом нет экспертности. То есть если мы просим порекомендовать её какой-то продукт или бизнес, она будет ориентироваться на текстовое описание на сайте, потому что так собственно, LLM (прим.ред: «Large Language Model — большая языковая модель») и работает.
Обязательно накопится какая-то критическая масса людей, которые столкнутся с серьезными ошибками ИИ-ассистентов на своем опыте. И речь не про истории из мемов, когда нейросеть посоветовала мазать пиццу клеем, а какой-нибудь реальный кейс. Например, когда человек не сможет купить билет на самолет из ИИ-подборки, просто потому что этот рейс не существует.

Какие нейросети приносят заявки


Динамика заявок из нейросетей
  • ChatGPT — безусловный лидер. Растет стабильно и стремительно, несмотря на то, что его не всегда удается использовать без дополнительных сервисов.
  • Perplexity — второй по значимости, растет ровно, без сезонных провалов.
  • Deepseek и YandexGPT активно начали расти в 2025 — Deepseek бесплатный, открыто работает на территории РФ, Яндекс интегрирует AI-технологии в Поиск и Алису, поэтому это вполне закономерный всплеск.
  • GigaChat, Copilot, Claude, Gemini больше похожи на нишевые решения — доля обращений из них совсем небольшая.
  • Доля квалифицированных заявок из таких источников пока небольшая — не больше 11%.

Мы видим лишь верхушку айсберга — только те переходы и заявки из нейросетей, которые технически возможно отследить на сайте как отдельный источник трафика. При этом существует колоссальный пласт взаимодействий, который остается в тени: ответы нейросетей, интегрированных непосредственно в поисковые системы — Яндекс.Нейро и Google Overview — технически невозможно выделить и проанализировать отдельно от обычного поискового трафика. Масштабы этого скрытого трафика поражают — речь идет о многократно большем объеме, чем все отдельные нейросети вместе взятые. 
Интересно, что сайты гораздо чаще становятся источниками в нейроответах на информационные запросы, тогда как в коммерческих запросах подобные упоминания встречаются крайне редко — это заслуживает отдельного исследования.

Как LLM влияют на заявки из поисковых систем

Объем обращений из поисковых систем
  • Доля поиска, плавно снижается в процентах, но нельзя сказать, что это закономерный тренд — где-то сказывается сезонность или влияет другой контекст. Поисковые системы — значимый источник обращений для многих отраслей. Например, в производственных компаниях доля заявок и звонков из поиска 43%.
  • Нейросети становятся дополнительным, независимым каналом. Общий объем обращений из всех источников вырос.

Мы видим очевидный спад количества заявок из поиска. И даже если рассматриваем идеальный кейс, когда трафик не падал, сезонность не сказалась и другие внешние факторы влияния не оказали, то причина точно пока не в ИИ — пока рано говорить о таких больших долях. А вот через 1-2 года, такое вполне может быть.


Осталось разобраться — отъедают нейросети обращения у поиска или нет? Получили бы мы эти заявки и без ChatGPT, помогают ли AI-ассистенты своим сервисом и увеличивают конверсию в заявку или наоборот — забирают внимание на себя? Это тоже скоро станет понятно

Как попадать в ИИ-рекомендации

  • ЯндексGPT. Эта нейросеть выбирает информацию из сайтов, сверяет факты, опирается на собственный поиск и сервис Яндекс.Контент. Для неё важна точность и связь с российским регионом — ЯндексGPT учитывает локальные данные и сервисы. 
  • Например, если у вас книжный магазин в Саратове, настройте геолокацию сайта. Добавьте адрес с улицей, городом и индексом в разделах «Контакты» или «О нас». Интегрируйте карту с помощью Google Maps или Яндекс.Карт. Это поможет нейросети правильно определить ваш регион и показать сайт местным пользователям.
  • Google SGE (Search Generative Experience). Нейросеть формирует ответы в виде карточек с блоками — FAQ, списками, таблицами. Чтобы попасть в них, нужна структурированная и свежая информация. 
  • Используйте разметку Schema.org для всех страниц — от статей до описания услуг. Такие структурированные данные помогают Google лучше понимать сайт и повышают шанс, что ваш контент появится в виде блоков с ответами в поиске.
  • Продолжайте работать с репутацией бренда — о вашей услуге должны быть отзывы и обзоры на сайте и на внешних площадках (геосервисах, отзовиках).
  • Кроме собственных ресурсов размещайтесь на внешних площадках — есть много сайтов, где вы можете разместиться бесплатно. 

Это основные рекомендации для двух ключевых генеративных систем. Больше подробностей про GEO найдете в нашем материале.

Сервисы Callibri

    Автоматизируем работу с лидами на всех этапах воронки

    Помогаем понять, какая реклама приводит платящих клиентов

    Делаем работу маркетинга прозрачной и эффективной

У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Отправить в

Опубликуйте статью в блоге Callibri

Подойдут материалы про маркетинг, продажи и клиентский сервис

Советуем прочитать